Slider

Без новокузнечан не было бы БАМа (сюжет)


Без новокузнечан не было бы БАМа (сюжет)

Модернизация и глобальная реконструкция Байкало-амурской магистрали – этот вопрос уже решён на высшем уровне. В этом году исполнилось 40 лет с начала строительства БАМа и 30 лет – как состоялась стыковка западной и восточной веток. Правда, мало кто помнит про вклад новокузнечан в это строительство.

[jwplayer mediaid=»111132″]

Сигнальный оранжевый жилет – сегодня свидетель событий 30-летней давности и музейный раритет. Выставляется он редко, потому что и о БАМе вспоминают нечасто. Самое ценное на жилете – многочисленные автографы, в том числе и известного бригадира БАМовской стройки Александра Бондаря. На память новокузнечанам расписались многие участники укладки золотого звена.

Наталья Степанова, директор научно-технического музея им. И. П. Бардина: «Почетные пассажиры делегации КМК на укладке золотого звена. Здесь вы можете увидеть фамилии. Посмотрите: Калинин – герой соцтруда, наш известный вальцовщик рельсобалочного цеха».

История БАМа и Кузнецкого металлургического комбината связана рельсами. Именно рельсобалочный цех в течение 10 лет выполнял заказы БАМа. На строительство магистрали всего было отгружено полмиллиона тонн рельсов – качественных, стойких к морозам.

Леонид Калинин, ветеран КМК: «В то время на комбинате, это же, можно сказать, строительная площадка всего Советского Союза была. В то время сюда приезжали люди и по месяцу ждали очереди выполнения своего заказа. А вот заказ БАМа шел неукоснительно точно, по времени».

В этом году исполнится 30 лет со дня рождения БАМа. Так называют дату, когда последним так называемым золотым звеном соединили западный и восточный участки магистрали. В сентябре 1984 года на станцию Куанда, а это 834-ый км Байкало-амурской магистрали, приехала и делегация из Новокузнецка. Золотое звено – это тоже наши рельсы.

Новокузнецкие металлурги даже получили медали «За строительство БАМа». Вот и золотое звено на БАМ везли лучшие работники комбината. Леонид Калинин тогда сфотографировался с бригадирами Бондарем и Варшавским.

Леонид Калинин, ветеран КМК: «Они подошли к нашей делегации и сказали – мы действительно сейчас видим людей, которые катали рельсы».

Наталья Степанова, директор научно-технического музея им. И. П. Бардина: «Привезли еще костыль, где была сделана гравировка – вся линия с БАМа со станциями, которые были построены, вся ветка БАМа выложена рельсами КМК. Был даже такой лозунг: “Заказы БАМа – качественно и в срок!”».

Оператор Сергей Шакуро сегодня путешествует по миру и снимает документальное кино про красоты Сибири и Тибета, а в самом начале творческой карьеры, после института, 10 лет своей жизни посвятил Кузнецкому металлургическому комбинату. Как оператор снимал все важные события и людей КМК. Выплавка золотого рельса для БАМа даже вошла в отдельный документальный фильм, который до сих пор остался на пленке.

Сергей Шакуро, оператор: «Я вообще никто, у меня какая-то студия КМК-овская. Оператор непонятно чего… “Би-би-си” и то не пускают, а я тут. Делегаций 50 было всего, 20 иностранных было. Я говорю: “Чего делать надо?” Бондарь говорит “Не переживай, мы тебя в форму оденем, и ты в бригаде будешь”».

Сегодня редкие советские газеты, значки, фотографии и даже документальный фильм хранятся у немногих свидетелей той самой укладки золотого звена – истории, которая шумела на всю страну, очень важной истории для Кузбасса. Ведь БАМ – это новокузнецкие рельсы.

previous arrow
next arrow
Slider


Оставить комментарий


Новости медиахолдинга