"Горячая линия" по коронавирусу: 8-800-201-2522

О перспективах угольной отрасли


О перспективах угольной отрасли

Председатель правительства России Дмитрий Медведев провел в Новокузнецке совещание о состоянии и перспективах угольной промышленности.  В совещании участвовали вице-премьеры Аркадий Дворкович и Александр Хлопонин, полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин, министры, главы регионов и руководители профильных предприятий.

Губернатор Аман Тулеев подчеркнул, что в 2015 году Кузбасс нарастил объемы угледобычи до 215 млн т, удержал ключевые покупатели на главных рынках, не допустил массового сокращения людей, несмотря на глобальный кризис перепроизводства и резкое падение цен на уголь на мировом рынке. Зарплата горняков выросла на 10% и составила в 2015 году, в среднем, 44 тыс. 608 рублей в месяц.

Все это стало результатом рывка угольной отрасли за 1997—2015 годы. За это время построено 86 высокопроизводительных предприятий — 25 шахт, 30 разрезов, 31 обогатительная фабрика. Производительность горняцкого труда выросла в 3,6 раза — с 73,4 т в месяц на работающего в 1997 году до 262,5 т в месяц в 2015 году. Доля обогащенного угля, цена которого в 2-3 раза выше рядового, увеличилась с 40% в 2000 году до 74% (это 156 млн т) в настоящее время. Инвестиции в безопасность составили с 2000 года 55 млрд рублей.

Число шахтеров, работающих под землей в опаснейших условиях, снизилось за счет новых технологий. Если до 1998 года подземная угледобыча в Кузбассе составляла 60% всего добытого угля, то теперь, наоборот, уже 66% угля добывается на угольных разрезах более безопасным способом. При этом все действующие шахты, их в области 47, оборудованы системами газовой защиты и системами связи.

«Главное, мы стремимся так выстроить производственный процесс в угольной отрасли, чтобы было невозможно нарушить нормы безопасности, — подчеркнул Тулеев. — Считаю, сегодня в наших силах также создать технологическую основу для перехода к безлюдной угледобыче и начинать нужно с очистных забоев, где опасную работу будут делать машины, а люди будут управлять ими с безопасного расстояния».

Масштабная работа по повышению безопасности шахтерского труда позволила достичь в 2013—2015 годах самого низкого показателя смертельных случаев за всю историю добычи угля в Кузбассе (в 2013 году — 30 погибших, в 2014 году — 19, в 2015 году — 14 погибших). Но все равно шахты остаются опаснейшим производством во всем мире, в том числе в самых развитых странах, ведь под землей действуют свои, особые законы хоть в России, хоть в Америке, хоть в Китае. И главный враг шахтеров — газ метан.

По мнению губернатора, надо закрывать изношенные шахты, особенно с пластами крутого падения и применением ручного труда. Администрация области вместе с минэнерго добилась с 2013 года вывода из эксплуатации 11 самых старых шахт в Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске. Собственники направили на решение технических вопросов более 4,5 млрд рублей, а взамен получили лицензии на строительство разрезов, куда трудоустраиваются шахтеры. Лицензии выданы на 8 участков.

На 2015—2016 годы Кузбассу на переселение людей из ветхого и аварийного жилья выделено из федерального бюджета 700 млн рублей. Кузбасс уже получил 300 млн, на которые переселит 448 семей с подработанных территорий закрытых шахт. Необходимо переселить с подработанных территорий в Прокопьевске, Киселевске, Анжеро-Судженске еще 6 тыс. 395 семей. Для этого требуется минимум 10 млрд 405 млн рублей.

Развитие углепрома также зависит от цены железнодорожных перевозок, поскольку основным источником инвестиций для отрасли остается экспорт. Железнодорожный тариф должен быть предсказуемым и долгосрочным, тем более что угольная отрасль дает работу самим железнодорожникам, ведь треть грузовых перевозок в России это уголь (в Сибири — 75%). Тулеев отметил, что при этом надо сохранить базовый принцип, заложенный в прейскуранте 10-01. Если груз массовый – везти его дешевле. Если же тариф задрать, массовый груз не поедет, но тогда и другие грузы придется везти в разы дороже. Губернатор считает, что резервы прибыльности РЖД нужно искать не в увеличении тарифа, а в повышении эффективности работы железнодорожников. Это новые технологии, скорость доставки грузов, оборот вагона, тяжеловесное движение, маршрутизация перевозок. «Если мы это будем делать, в том числе совместно с угольщиками, уверен, сможем еще и снизить тариф», — добавил Аман Тулеев.

Дмитрий Медведев напомнил, что вопросы безопасности при добыче угля должны быть в приоритете как для собственников шахт, так и для надзорных органов. Хотя специфика производства такова, что она является рисковой и этот фактор полностью устранить невозможно, нужно к этому максимально стремиться. Премьер поручил провести тщательный анализ шахт и разрезов, где добыча ведется опасным образом, и при необходимости ужесточить требования к безопасности.

Премьер-министр сообщил о продлении программы по ликвидации опасных шахт. По словам премьера, программа будет реализована через 10 лет. Отметим, что программа уже реализуется в Прокопьевске и Киселевске с лета 2015 года. Представитель Ростехнадзора сообщил о том, что за нарушения техники безопасности в отрасли были увеличены административные штрафы в 10 раз и введено обязательное страхование.

[jwplayer mediaid=»132819″]

По информации пресс-службы администрации Кемеровской области.

 

 


Оставить комментарий