Мумии не возвращаются
2 марта 2011 Все новости
Небольшой, вымощенный старыми камнями и солнцем и то ли от этого солнца, то ли из-за этих своих уютных размеров, какой-то трогательно домашний дворик Каирского музея. У входа в тайное тайных темнеет глянцевое окошко крошечного бассейна – с невзрачно цветущими лотосами, покачивающимся на неглубокой воде. Рядом – как и везде в этой стране пирамид и коралловых рифов – скучают парни в милитаристских беретах и с явно не игрушечными автоматами в иссиня смуглых руках. С ними – с бравыми египтянами, а не с «калашами», конечно, – можно сфотографироваться всего за пять зеленых американских Вашингтонов! Но разноязыкие туристы уже бегут за своими гидами – волнующимися стайками забавных утят, увешанных фото и видеокамерами. В науке о поведении животных, этологии, это называется импринтингом – безусловной «реакцией следования», благодаря которой детеныши и туристы чувствуют себя защищенными и в дикой природе, и во всемирно известных культурных центрах…
На «разграбление» Каирского музея у группки любознательных россиян – два часа, поэтому я, с некоторым трудом преодолевая мощный импринтинговый инстинкт, отрываюсь от сограждан, покорно вкушающих увесистые порции обычной лапши, которой гиды всех времен и народов по традиции щедро увешивают уши своих беззащитных жертв. Я просто брожу – в течение таких коротких 120 минут, вмещающих целых пять тысяч лет! – по абсолютно пустым и беззвучным музейным залам, в которых, как в нашей Третьяковке, кажется, можно (и нужно!) жить, ну хотя бы пару лет… Вглядываюсь в хрупкие папирусы, что-то пытающиеся мне рассказать, и даже (о ужас!) щелкаю несанкционированно пронесенной «мыльницей». Всё равно никто не видит! Традиционные туристские тропы здесь проходят совсем в других местах – там, где выставлена золотая маска Тутанхамона и печальные маленькие скарабеи из тусклой бирюзы. Честно говоря, папирусы гораздо содержательнее, хотя я и не способна понять их содержание! Зато могу его почувствовать!
Ровно через два часа я выныриваю, как с зеленого дна просвеченной солнцем реки, из времени и пространства под названием Древний Египет, тайны которого так мучили меня в детстве, и снова оказываюсь в гулком дворике с цветущими на воде лотосами. Мои сограждане, оперативненько так «хапнувшие» древнеегипетской культурки, смотрят на меня с укоризной. Ну сколько можно ждать! Нам ведь еще – естественно, скачками! – любоваться загадочным Сфинксом! И в прохладном комфортабельном автобусе медленно ползти по покрытому желтой пылью Каиру – мимо унылых местных «хрущёвок» с развешанным на балконах бельем, где живут социальные сливки современного египетского общества, и мимо вырытых прямо на кладбищах землянок, больше похожих на могилы, в которых активно плодятся и размножаются местные «неприкасаемые», живущие за счет попрошайничества и воровства. А потом возвращаться по отелям – с обязательным заездом в гигантсткую сувенирную лавку, где мы – таковы условия игры! – должны потратить энное количество своих Вашингтонов и Линкольнов, а также практически столько же времени, сколько на Каирский музей и Сфинкса вместе взятых!
… Почему же очередные мировые потрясения начались именно с мирного – русского! – Египта, из-за дешевизны лицезрения кажущихся почти что ручными шарм-эль-шейховских коралловых рыбок и воспетых могучим Голливудом музейных мумий давно уже ставшего чуть ли не самым популярным местом отдыха мирового туристического сообщества?! Там ведь ничего нет – кроме этих самых рыбок и мумий, пирамид и огромного безносого Сфинкса, да еще бессменного египетского Мубарака, со времен Советского Союза мудро улыбающегося со всех египетских баннеров! Или Египет просто стал этаким испытательным полигоном – одни говорят, для ЦРУ (а по американской версии, и я в этом нисколько не сомневаюсь, для нашего ГРУ!), решившего запалить Ближний Восток, чтобы взвинтить цены на нефть и дать сильным мира сего благополучно пересидеть мировой финансовый кризис, а то еще и хорошенько на нем нажиться?!
Почему целая страна, довольно успешно делавшая свой нехитрый бизнес на культурных ценностях пятитысячелетней давности и стремительных курсах юных дайвинг-бойцов, вдруг пошла громить построенный еще французами-колонистами старый, добрый, милый Каирский музей, рвать папирусы и топтать ни в чем не повинные останки высушенных жителей Древнего Египта? То есть собственными немытыми руками резать куриц, несущих хоть какие-то яйца!
Правда, тем, кто – тысячелетиями! – живет в землянках-могилах (и будет, без сомнения, жить там же, даже когда на местных баннерах одно смуглое, мудро улыбающееся президентское лицо сменится другим!) пользы от этих туристических яиц, как нам от нашей нефти. Только если погордиться… Но много ли у вас знакомых бомжей, гордящихся величием и проникновенностью Рублевской «Троицы», например (не путать древнерусского иконописца Андрея Рублева с новорусской Рублевкой! Хотя по большому счету среднерусским «неприкасаемым» что Рублев, что Рублевка – им бы где кусок колбасы украсть, да бутылок на бутылку насобирать…)?!
То, что произошло в египетской столице чуть ли не в первый день здешней «борьбы за демократию» (другая версия последних событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке!) – разгром Каирского музея – по своему возрасту вряд ли уступает местным пирамидам. Есть даже такое понятие в психологии – «экзистенциальный вандализм». Это когда разрушение чего-то, рядом с чем ты всего лишь какая-то несущественная песчинка, является для тебя, несущественного, жалкого и вечно униженного, единственно возможным способом самоутверждения, привлечения внимания к собственной «песчиночной» особе… и даже хоть какого-то – хоть такого! – влияния на общество.
На самом-то деле каирские клошары смутно хотели выместить свои обиды на Мубараке – сильном мира египетского, который, казалось, вечно улыбается с местных плакатов и баннеров всей стране работящих верблюдов и легкомысленных дайвинг-инструкторов. Но президента так просто не достанешь, а мумии – вот они, всегда под рукой! Дави, топчи! Это Голливуд сам верит собственным байкам об их возвращении, а потомки Тутанхамонов и Имхотепов, а вернее многочисленных бессловесных строителей их пирамид, уже которое столетие подряд абсолютно бесстрашно и беззастенчиво растаскивают и грабят эти самые пирамиды-гробницы. Чтобы на египетский эквивалент бутылки с колбасой хватило.
…Была ли это тщательно спланированная и хорошо организованная кампания мировых финансовых воротил и их домашних разведывательных управлений, но огонёк на бикфордовом шнуре, зажженный в стране растоптанных местными бомжами-экзистенциалистами мумий, весело бежит дальше. Прямо сейчас в другой, тоже хорошей и древней африканской стране, убивают людей – в желтом от солнца и песочной пыли городе с милым славянским сельскохозяйственным названием Триполи (три поля! Все-таки все люди в мире – братья! И БРУТья, кстати, тоже…) Ой, неспокойно в Марокко! И в Йемене. И в Бахрейне… А Хиллари Клинтон (ну как тут не поверить в американскую руку, направляющую нефтяные революции?!) говорит, что Соединенные Штаты будут продолжать везде и всюду поддерживать свободу и демократию…
Зато в Египте жизнь явно стала налаживаться. Уже 13 стран официально разрешили своим гражданам плескаться среди коралловых рыбок и гуськом – в экстазе непобедимого туристического познания! – пробираться по темным тесным коридорам древнеегипетских гробниц! Правда, общее количество верблюдов, лошадей и их владельцев, пасущихся рядом с доброй старой пирамидой Хеопса, сильно превосходит жалкие стайки отважных туристов. Бедуины отчаянно демпингуют!
Но это пока. Куда мы денемся? Полетим, как миленькие, в наш практически родной Египет! Вот только до слез жалко уничтоженные папирусы… Опустел Каирский музей. Это вам не кино – на самом деле мумии не возвращаются.
… Я тут подумала, а, может, Штаты и не виноваты? Может, это просто такая очередная вспышка на солнце породила все эти африканские страсти и египетские казни над невинными артефактами? Ну, научно же доказано, что от активности великого и ужасного Ра (древнеегипетского бога солнца) напрямую зависят эпидемии сифилиса, например… Что уж говорить о массовом психозе, который и есть суть всех революционных волнений и бессмысленно и беспощадно экзистенциальных разрушений?!