Молитвы для призраков
30 января 2012 Все новости
Если буддизм, как говорят, самая лояльная религия на свете, то буддизм по-тайски – это лояльность, возведенная в геометрически прогрессирующий квадрат! Потому что там, где растут презервативы (вернее деревья, из которых добывают каучук, из которого делают латекс, из которого много чего эластичного и прочного производят), даже в официальных буддийских храмах мудрый канонический Будда умиротворенно соседствует рядом с целым сонмом ведических персонажей, коих я, в силу собственного весьма поверхностного знакомства с индуистским пантеоном, идентифицировала с огромадным трудом и то далеко-далеко не всех…
Но начну по порядку – нанаядившись по полной программе в прозрачно-синих водах славного Карона и съев свой обеденный истекающий оранжевым соком манго, я, как и в чем была, мокрая, соленая, в пропесоченной тунике, пошла вверх по улочке прямо с пляжа к местному храму. Мимо памятника доблестным добытчикам олова (когда-то здесь именно этим и добывали себе, что Будда пошлет) в окружении бело-каменных остроносеньких Гаруд. Потом мимо лавочек с фруктами и купальниками, макашниц со свежепожаренными кальмарами, рыбой и куриными шашлыками и отельчиков с чудными садиками и очень милыми искусственными водоемчиками.
Пока не оказалась лицом к лицу с некими явно мифологическими существами, щедро разукрасившими открытые ворота… Тут я быстро подвязалась предусмотрительно захваченным с собою саронгом, чтобы коленки были закрыты. Мне не жалко, а по отношению к чужой культуре – уважение (да и, честно говоря, получить от какого-нибудь ревностного монаха палкой по этим самым коленкам за неподобающий вид совсем не хотелось)!
![]() |
Выглядела я, конечно, довольно… экзотично – это мягко говоря. Мокрая просоленная туника, болтающийся между ног полупрозрачный цветастый саронг, завязанная по-хохляцки косынка в мелкий цветочек, розовые сланцы, черные очки, на груди – фотик. Душераздирающее зрелище! Но зато – нет ничего, что бы оскорбило религиозные чувства местных жителей (плечи и колени-то занавешаны!). Довольная результатами, я огляделась…
Храмовый комплекс представлял собой огромную площадь со множеством различной величины и геометрии сооружений (были тут и вполне привычные глазу солидные прямоугольники, и необычные яйцевидные ритуально-архитектурные объекты, и острокрышие домики-скворечники…), посередине которой располагался… базар – с вездесущими якобы деревянными, а на самом деле выкрашенными «под дерево», гипсовыми сувенирными слониками, футболками, солнцезащитными кремами, ананасами-рамбутанами и т. д. и т. п..
А еще почти что у меня под ногами бегали суетливые черные петухи, а в гигантских тенях высоких деревьев и усыпанных диковинными цветами кустов дремали упитанные тайские дворняжки… В общем, жизнь била ключом!
![]() |
Какие-то из храмов были наглухо закрыты. В полуоткрытую дверь одного из самых внушительных и самых невпечатляющих сооружений то и дело проскваживали монахи. Я вгляделась – внутри какие-то полки с банками, высокие стулья (типа барных), на которых сидят монахи. Это на первом этаже. А была еще парочка! Про себя я тут же окрестила данный объект недвижимости домом монахов – ну должны же они где-то вот так посидеть, поболтать, помедитировать в тишине, а главное, в прохладе?!
И точно – дом монахов! Вон, напротив, у громадного старого дерева (не обхватишь!) деревянная же статуя старого монаха с очень реалистично и искусно вырезанными и раскрашенными чертами лица и складками оранжевого саронга (или как там у них это одеяние называется, которое через плечо перекидывают?). У подножия – цветы, благовония, еда и… опять же вездесущие слоники. Явно ведь какой-то святой человек – может быть, даже именно здесь жил и медитировал!
Покрутилась я около дома монахов, но внутрь не полезла – опять же побоялась палкой получить! Пошла к некоему местному эквиваленту нашей беседки с Театральной площади – тоже круглая, полуоткрытая, со скамейками по периметру. Сидят там молодые тайцы и тайки – группками и по отдельности, кто – болтая, а кто – мечтательно обозревая окрестности.
![]() |
А рядом… сам Наги со своими Нагятами разноцветные кольца распустили – типа охраняют один из храмов. Это мифические змеи такие, довольно зловредные, если судить по «Ведам». Это с ними Гаруда – солнечная ездовая птица синеликого Вишну – всё время билась. А еще они украли у индуистских верховных богов эликсир бессмертия и, лакая его прямо с острой, как ножи, травы, раздвоили себе языки на всё свое бессмертное бессмертие вперед…
А во всех воротах, стоящих вокруг храмов кольцом, красуются не кто иные, как громадные злобные демоны-людоеды Ракшасы – с оскаленными клыками, гневными глазками и с явными орудиями убийства в синих и красных руках! Они, как и Наги, из индуистского пантеона, а репутация у них вообще – Будда упаси!
И везде – в сияющих золотом орнаментах, украшающих двери-дверки и окна-окошечки, рядом с мудро улыбающимся бывшим принцем Гаутамой и просто у буйно цветущих кустов – какое-то загадочное (для меня!) многорукое существо, сжимающее в этих самых руках какие-то загадочные (опять же для меня!) приспособления, верхом на быке. Вишну? Шива? Наверное, всё-таки Шива – если это и правда тот самый священный бык Нанди…
А под какой-то ветхой табуреткой, прислоненной к одним из ворот – крошечный пузатый божок явно китайского вида! И куча слоников кругом! Цветочные гирлянды, связки бананов, пластмассовые бутылки с молоком, сандал… Тремя словами, полная юго-восточно-азиатская вакханалия.
Не знаю, правда или нет, но говорят, что в Таиланде почитают сразу… четырех (!) Будд. Один из них – упитанный и добродушный (типа китайского Хоттея, исполняющего желания, если ему сколько-то там раз погладить пузико по часовой стрелке!). Второй – застывший в позе лотоса и уже наполовину в нирване мудрый аскет без тени эмоции на лице. Оба вообще-то – это просто два представления людей об одном и том же Будде…
А вот третий… Это как раз и есть… Шива! И сын его Ганеша – четвертый! Вот такое смешение индуизма с буддизмом – в самом наглядном виде… Может, всё это, конечно, байки, но как тогда объяснить такое обилие многоруких существ верхом на быках и слоноголовых толстячков в местных храмах и просто на уличных и домашних алтарях?!
Перед входом в храм каждый правоверный таец (и иже с ним – в виде таких же, как я любознательных туристок!), снимает обувь, а входя, делает три поклона и ставит три ароматические палочки на алтарь. Будда тоже любит троицу! Вернее, Три Драгоценности Буддизма. Первая – это, собственно, сам просветленный учитель, наставник и человек Будда и есть. Вторая – это его учение Дхамма. А третья – община монахов Сангха, которая и хранит драгоценную Дхамму…
Все тексты буддизма Малой Колесницы Тхеравады – самой ранней и «правильной», которая и является государственной религией Королевства Таиланд! – написаны на древнем языке пали, так что и все проходящие в местных храмах службы также совершаются на пали. Но это абсолютно не то, что происходит в наших и любых других церковных заведениях! Здесь не молятся. И не поклоняются. Не просят прощения и отпущения грехов или милости и всяческих благ.
Просто выказывают глубочайшее почтение удивительному человеку, который сумел стать Буддой, а главное – указать Путь к этому всем, кто имеет уши, глаза и сердце. А весьма своеобразные песнопения в буддийских храмах – это не что иное, как ритуальная декламация буддийских текстов (сутт), излагающих основы Дхаммы, многие из которых, по преданию, записаны еще живыми учениками живого Будды!
Правда, в ритуальной практике Малой Колесницы есть специальные сутты Паритты, которые читают для получения защиты от различных злых духов, неудач, болезней и даже… пагубного влияния небесных тел. Причем когда монахи декламируют священные тексты, они для разных сутт всегда используют разные – специальные! – интонации,
которые должны гармонировать именно с этим священным текстом и ни с каким другим, вызывая у искренне заинтересованных слушателей соответствующие психологические состояния умиротворения, спокойствия и т. д. Считается, что одни стихотворные ритмы хороши для богов, а другие для низших существ – животных, змей, а еще духов и призраков…