Плюсы и минусы религиозного ликбеза (сюжет)


Плюсы и минусы религиозного ликбеза (сюжет)

В Новокузнецке начались занятия для учителей, которые будут преподавать новый школьный предмет. Напомним, со следующего учебного года в программу 4-ых классов включили «Основы мировых религий и светской этики». Он делится на 6 модулей: 2 более нейтральных, заявленных в самом названии, а остальные связаны с православной культурой, исламом, буддизмом и иудаизмом.

Пока ученики отдыхают, педагоги осваивают новые знания, чтобы в сентябре начать делиться ими с 4-клашками. В особенности религиозных культур пока не вникали – занятия только начались, и идет общее знакомство с курсом. Но Ирине Чульжановой уже интересно, как и всё новое. Родители учеников лицея, где она работает, выбрали для своих детей изучение светской этики. На ее взгляд, это верный выбор.

Ирина Чульжанова, учитель истории лицея № 11: «Ребенок знает, что в автобусе надо уступать место бабушке, но он этого практически никогда не делает. Может быть, потому что это не привито с детства. Школа должна научить и этике».

Если бы Ирине самой пришлось выбирать, она рассмотрела бы еще и основы мировых религий, не углубляясь в какую-то одну.

«Я считаю, религию каждый человек должен выбирать сам и уже во взрослом возрасте».

Преподаватель педакадемии Сергей Тараканов – специалист по религиоведению. Сейчас историю религии изучают лишь на 5 курсе исторического факультета. Новый предмет в начальной школе у педагога вызывает немало скепсиса. Учителю надо будет найти четкую грань между религией и картиной мира, ею представленной.

Сергей Тараканов, старший преподаватель кафедры всеобщей истории КузГПА: «Человек может не верить ни в бога, ни в черта, но быть православным по своему мировоззрению. Например, таким был Пушкин. Православная картина мира формируется не через религию, а через литературу, искусство и прочее. Думаю, было бы полезно преподавать в 4-ом классе предмет «Мифология мира»».

Для новокузнецких учителей программу нового предмета по заданной министерством основе разработала Наталья Топоркова. Она утверждает, что, несмотря на название курса и его модулей, предмет всё же не столько религиозный, сколько светский. В нем важны знания, а навыки в некотором роде даже противопоказаны.

Наталья Топоркова, старший преподаватель кафедры института повышения квалификации: «Если мы говорим о том, как верующие молятся, то практику молитвы на уроках мы давать не можем. Детей можно научить навыкам совестной реакции».

Разделение курса на несколько модулей, по словам специалиста, вызвано лишь тем, что вечные ценности – общие для всех, но каждая религия преподносит их по-своему. Как именно, рассказывают на так называемых «общих» уроках, из 34 часов на них отведено 2. Насколько удачен будет обмен полученными знаниями, станет понятно через год. Пока известны лишь предварительные предпочтения по выбору модулей. И, судя по всему, узнать у сверстников о буддизме или иудейской культуре будет непросто. Из 5 тыс. 4-классников эти модули выбрали лишь 8 человек.


Комментарии1

    Кротов Николай Николаевич

    Судя по сообщениям данная программа имеет ясно выраженную религиозную направленность, и более того, разделяется на чётко выраженные модули, основанные на основных мировых религиях. И задачей данного курса является изучение религиозного мировоззрения. Мне понятно, что данный проект был принят под давлением именно церкви, и особенно православной. Именно представители православной религии в течении последних 20 лет активно и настойчиво стремится проникнуть в общеобразовательную школу. Разумеется, руководствуясь при этом вроде как и совершенно благими намерениями. И ради этого соглашаясь на присутствие в школе иных религий. ВНИМАНИЕ! Цитата: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» - Черномырдин. Общеобразовательная школа - это муниципальное образовательное учреждение. Т.е. государственное. Чтой-то мне кажется, что согласно Конституции РФ Россия является светским государством. Лично я усматриваю в данном проекте нарушение Конституции РФ. А именно: ст. 13.2 ст. 13.4 ст. 14.1 ст. 14.2 ст. 15.2 ст. 17 ст. 18 ст. 19 ст. 29 Специалист, я уверен, найдёт и другие. Согласно конституии РФ преподавание в общеобразовательной школе православного, мусульманского и иных религиозных мировоззрений является противозаконным не только в обязательной, но и факультативной форме. Допустимым является исключительно только научное мировоззрение. Преподавание религиозных мировоззрений допустимо только в частных образовательных учреждениях. Сергею Тараканову: - Православная картина мира формируется именно через православную религию. А через литературу, исскусво и проч. - на пример Библию (с ней я знаком чуть лучше, чем, допустим с Кораном) а также науку - на пример историческую - формируется научная картина мира. Мне понятны мотивы, которыми руководствовалась власть при принятии этой программы. В первую очередь это имеющиеся проблемы в обществе. И данная попытка наметить пути решения этих проблем не является первой - ранее в школах был предмет «Этика...». И безусловно, пути решения этих проблем обязана наметить наука - обществоведческая, историческая, педагогическая... И конечно они могут, да и должны использовать религиозные источники. Ведь, на пример, Библия - если учитывть историю, законы многократного перевода и прочие условия - это глубоко научный труд. Как, я полагаю, и религиозные источники иных религий. Конечно же необходимо использовать. Но вот одной Библии и Корана для этого слишком мало. Налицо явное отставание науки от запросов общества. Предмет необходим. Сначала в ВУЗах. Научить учителей. Которые научат учеников. Которые вырастут, и научат своих детей. Называться он должен приблизительно так: «РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ». Пожалуй, с такой религией соглашусь и я, и моя Конституция.


Оставить комментарий