Целая жизнь за двумя строчками (сюжет)
18 апреля 2012 Все новости
Санкт-Петербург и Новокузнецк, Ленинград и Сталинск – их судьбы переплелись 60 лет назад, когда сибирский город принял 300 детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Ровно 15 лет назад, 17 апреля, на Бульваре Героев установили мемориальную плиту, извещавшую об этом. Накануне инициаторы ее установки и жители блокадного Ленинграда пришли возложить цветы к знаковому месту.
Бульвар Героев сейчас закрыт, идет подготовка ко Дню Победы, но не прийти сюда эти женщины просто не могли. Ровно 15 лет назад здесь появилась мемориальная плита, всего за двумя строчками которой – целый пласт их жизни. Они одни из тех детей, которые были вывезены из блокадного Ленинграда и попали в Сталинск. В 90-ые годы об этом знали далеко не все новокузнечане. Увековечить ту страницу истории решили сами блокадники. День воплощения идеи в жизнь был для них особым.
Юлия Рязанова: «В этот день были слёзы, радость, наконец-то у нас появился свой родной уголок, и мы можем сюда приходить, общаться, приносить цветы, помолчать…».
А помолчать есть о чем, их воспоминания во многом схожи. Даже в том, что детские довоенные годы, как правило, стерты ужасом блокады.
Мария Семёнова: «Во время блокады был лишь страх и голод. Ели только черный хлеб, мама давала всем по кусочку. А в карман она клала сахарок, лизнешь его, он и растаял».
Даже эвакуация по дороге жизни через Ладожское озеро обещала скорее надежду на спасение, чем гарантировала его. Разве можно что-то гарантировать под постоянным обстрелом?
Евгения Халченко, «На первом катере плыли малыши, а мы следом. В это время “Мессершмитт” начал обстрел. Первая баржа с малышами пошла ко дну, только панамки плыли».
Пережив всё это и попав в Сибирь, они даже на тишину глубокого тыла особого внимания не обратили. Здесь не было бомбежек, но был свой фронт – трудовой, когда всё – для победы. Светлана Ивановна помнит, как мама, устроившись на работу, не ела свой паек, а приносила ей. На столах сталинцев всё было более чем скромно.
Светлана Кожомкулова: «Они наливали в большую чашку кипяченую воду. Весь хлеб, который давали по карточкам, крошили в эту чашку. Подсолнечное масло тоже давали по карточкам. Всё это перемешивали и ложками по очереди ели».
Трудовой Сталинск стал для них вторым домом. Вся жизнь связана с ним, но они по-прежнему остаются ленинградцами. Лия Землянова, соприкоснувшись однажды с их историей, стала практически внештатным корреспондентом общества блокадников и написала о них 7 книг, дабы донести потомкам, что скрывает краткая надпись на мемориальной плите бульвара.
Спасибо тебе, Новокузнецк, за 1942 год и за память о
о блокадном Ленинграде.