День рождения музея чернобыльской трагедии (сюжет)
20 апреля 2012 Все новости
Уникальный музей на страже памяти жертв Чернобыля, который работает в Новокузнецке уже 6 лет, в апреле отмечает День рождения. Создали зал памяти те, кто в разные годы побывал в зоне отчуждения – для потомков, которые не знают, почему произошла самая страшная техногенная катастрофа в истории человечества.
Уникальные кадры из рассекреченных архивов КГБ. Съемка велась на следующий день после взрыва. Красное пятно – расплавленный реактор. Владимир Егоров искореженного 4-го энергоблока не видел. Его призвали в Чернобыль осенью 1986, станцию в это время уже накрыли саркофагом. Но того, что выпало на его ликвидаторскую долю, тоже хватило с лихвой. В составе полка отмывал Припять от радиоактивной пыли. Говорит, было не страшно, было жутко видеть, как город-сказка превратился в город-призрак.
Владимир Егоров, заместитель председателя совета организации Союз «Чернобыль» России: «В этом городе были очень красивые многоэтажные дома, в каждом микрорайоне кинотеатр, детский сад, школа, бассейн. Когда зашли в магазины, то в них было полно товара, в школе висело расписание на 28 апреля. Люди покинули Припять на несколько часов, как им сказали, и больше они туда не вернулись».
Из зоны отчуждения Владимир забрал только наручные часы – это подарок от военного комиссара Кузбасса. Он приезжал в Чернобыль 7 ноября, на день октябрьской революции, чтобы поздравить земляков с праздником и вручить именные часы. Теперь это экспонат зала памяти. Такого музея за Уралом точно нет. А примером послужили 2 стенда в школьном музее Юрги, туда новокузнецкие чернобыльцы ездили 6 лет назад, на юбилей трагедии. Решили, что и в Новокузнецке должен быть уголок, где можно собрать фотографии из Чернобыля и устраивать для молодого поколения экскурсии, чтобы знали подробности и последствия убийственного эксперимента. Когда в ночь на 26 апреля 1986 года группа инженеров проверяла реактор на прочность, понизив до критического уровня его мощность. Через 50 минут, после начала испытаний, прогремел взрыв.
Юрий Алябьев, член совета организации Союз «Чернобыль» России: «Мы брали документальные фото, которые снимались на месте трагедии, чтобы показать, сколько титанических усилий было потрачено и во что это всё превратилось. Чтобы люди знали, что если ты овладеваешь какой-нибудь профессией, помни, сукин сын, что ты должен не только знать, как и что ты должен делать, но и помнить, что ты делать не должен ни при каких обстоятельствах. В этой трагедии виноват Леня Топтунов, 26-летний начальник смены, у него был приказ, но он не имел право выполнять этот приказ и всё-таки выполнил».
В зале памяти жертв радиационных и техногенных аварий хранится и знамя новокузнецкой организации чернобыльцев. Его разворачивают на митингах, посвященных черной дате. Председатель организации Николай Машков, отмечает, наше знамя уникально. Кроме двух слов «гуманность и милосердие», которые вышиты на полотнищах в других городах, есть еще одно – «ответственность».