previous arrow
next arrow
Slider

Мы все учились понемногу


Мы все учились понемногу

Не знаю, как в родном Новокузнецке, а в Питере в этом году наблюдалась особая вступительная лихорадка. Не смотря на возможность подать документы через Интернет или отправить пакет по почте, абитуриенты вновь штурмовали приемные комиссии.

А сайты в день опубликования первых рейтингов даже не справлялись с обработкой информации: http://www.tv100.ru/news/sayt-spbgu-ne-vyderjal-naplyva-abiturientov-i-zavis-59599/  

Это говорит о всепоглощающей популярности высшего образования. Хотя специалистов с таковым сегодня требуется все меньше и меньше. Если посмотреть на сотни тысяч выпускников-дипломников нынешнего года, то работу по специальности нашли себе буквально единицы. Так, почти в каждом вузе Петербурга готовят экономистов. И именно на этих факультетах бюджетных мест год от года становится меньше. Но желающих стать экономистами меньше не становится.

Пример. У моей сотрудницы старший сын закончил ИНЖЭКОН, учился на коммерческом месте. И неплохо закончил уже три года как. Вот только устроиться по диплому не может. Работает в фастфуде KFC каким-то инструктором. Сейчас в СПбГУ, опять же на экономический, поступает младший сын. И уже понятно, что бюджет не светит, опять родители будут платить деньги.

А в это время на Адмиралтейских и Северных верфях ждут выпускников техникумов и колледжей – нормальных судоремонтников и судомехаников. И зарплату предлагают сразу более 30 тысяч рублей. А таких нужных специалистов система СПО Северной столицы выпускает не более 25 человек в год. И из них на производство идут единицы. Кто-то предпочитает дальше учиться в вузах, кто-то уходит служить в РА и потом не идет работать по профессии. А на тех же судостроительных заводах инженеры не сильно и требуются.

В то время как европейская тенденция – именно ускоренное среднее специальное образование с получением конкретной профессии. И среди молодых петербуржцев эта мода уже распространяется. Выпускники школ выбирают европейские колледжи взамен отечественных вузов.

Тем более что с вузами конкретно в Петербурге сейчас творится настоящая чехарда. Поступая в ФИНЭК, ты не можешь быть уверенным, что его закончишь. Потому что уже в следующем году он объединяется с ИНЖЭКОНОМ. Как объединяются и еще несколько вузов. А к ним еще техникумы и колледжи присоединяются. Вроде как подкурсы. Не поступил в вуз – иди на факультет СПО. А потом продолжишь учебу хоть очно, хоть заочно.

С одной стороны, сокращать вузы необходимо. Пусть вновь будет конкурс, пусть высшее образование будет престижным и не массовым. Потому что сегодня, по данным Минобрнауки, в РФ действуют около тысячи высших учебных заведений, из них 653 государственных и 462 негосударственных вуза. Да это куда столько!? Где же профессорско-преподавательский состав набрали-то!? И неужели нам нужно столько специалистов?

И тут мне стало ясно про грядущую реформу средней школы – про обязательные и факультативные предметы. Если химия, физика, биология, обществознание уходят в блок дополнительных платных предметов, так и выпускников школ, готовых продолжить учебу в технических и технологических вузах станет в разы меньше. И, эдак, лет через семь, после сокращения вузов (путем их слияния) и после выборочного образования, очереди в институты сами собой сократятся.

Специалисты уже сегодня прогнозируют уменьшение количества вузов в России через пять лет на 20 %, да и процесс не остановить – президент РФ уже распорядился утвердить план по реорганизации учебных заведений до мая 2013 года. В то время как премьер-министр плотно занимается средним образованием: http://www.tv100.ru/news/novyy-zakon-ob-obrazovanii-budet-prinyat-uje-v-nachale-2013-goda-59566/.

Не дремлет и бизнес. Еще год назад общественная организация бизнесменов «Деловая Россия» озвучила концепцию развития нашей страны «25х25» – создание к 2025 году в конкурентном секторе российской экономики 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда. Эту концепцию уже одобрило руководство страны и даже наметило ближайшую перспективу – создать 3 миллиона рабочих мест к 2014 году. А этих рабочих же нужно выучить! И тут на передний план выходят техникумы и колледжи. Потому что систему НПО – лицеи и училища сократили уже до самого предела. Остались разве что узкопрофильные. Например, оптико-механический лицей, который поставляет кадры для оптико-электронных предприятий Петербурга – ЛОМО, «Арсенала», «Оптимеда», «Спектра» и прочих. Их тут много, как много и судостроительных заводов. Но больше всего меня поразил факт, что для бронетанковых заводов всей России на техников учат лишь в одном техникуме – Ленинградском машиностроительном им. Котина. Набирают 30 человек, выпускают в лучшем случае 25. Конкретно на заводах Питера кадровые службы пребывают просто в шоке – старые специалисты уходят на пенсию, а притока новых нет. И это я так, навскидку. Аналогичная ситуация и в авиастроении, и в приборостроении.

А в это время абитуриенты штурмуют приемные комиссии и сайты вузов. С огромным желанием тратить минимум пять лет жизни и несколько сотен тысяч рублей родительских денег на получение диплома о высшем образовании. Который у большей половины потом будет лежать в папке архивных семейных документов как свидетельство студенческой юности.

previous arrow
next arrow
Slider


Оставить комментарий