IMG_20241109_171819_253
IMG_20241109_171819_253
previous arrow
next arrow

230 лет он бронзовый. 179 из них – Медный


На прошлой неделе Петербург отметил юбилей одной из главных легенд и достопримечательностей. 230 лет исполнилось памятнику Петру I, установленному 7 августа 1782 года на Сенатской площади.

А буквально через 51 год эта конная статуя первого российского императора с легкой руки А. С. Пушкина навечно стала называться Медным всадником. И именно с 1833 года, когда свет увидел одноименную великую поэму Александра Сергеевича, памятник Петру перестал пугать народ. Он в одночасье сделался предметом, как это теперь называют, низового фольклора – частушек, анекдотов, городских легенд и сплетен. В точности, как и сам Петр, который, взяв на себя сан уже не царский, а императорский, мог, тем не менее, не просто побеседовать с крестьянином или батраком, но и запросто залезть в Неву и самолично вытащить на берег барку с рыбаками.

230 лет он бронзовый. 179 из них – Медный

Но вернемся к памятнику. Ведь из множества изображений великого императора именно этот дуэт вздыбленного коня и целеустремленного человека воспринимается нами с детства как самый верный. И по прошествии 230 лет Медный всадник нам открывает все новые тайны и развеивает легенды.

Так, например, один из последних спектральных анализов бронзового сплава, из которого выполнен памятник, определил, что в нем и в самом деле преобладает медь. Да не просто преобладает, а доминирует – 90 %! И разве знал об этом Пушкин?

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Ведь если внимательно обратиться к истории создания памятника, то мы увидим, что эта композиция была по многим моментам революционной. Начать хоть с того, что это ПЕРВАЯ конная скульптура императора. Естественно же – ПЕРВОГО в России. К тому же это ПЕРВАЯ международная коллективная работа скульпторов и художников. Автором композиции стал француз Этьен Фальконе, который не побоялся-таки поручить изготовить голову императора своей ученице – Мари-Анне Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил русский скульптор Федор Гордеев. А отливкой статуи руководил петербургский мастеровой Емельян Халов. А топ-менеджмент – архитектурно-планировочные решения и общее руководство – осуществлял российский архитектор немецкого происхождения Юрий Фельтен. Такое вот сотрудничество-наставничество. Как и сам памятник – ПЕРВАЯ дань уважения одного императора другому: Великой Екатерины Великому Петру. И это все зафиксировано надписями с двух сторон постамента на русском и латинском языках. «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с одной стороны, и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» – с другой.

Кроме того, революционна и сама задумка памятника. Во-первых, идея необычного памятника была вынесена Екатериной на суд великих и авторитетных мыслителей того времени – Дидро и Вольтера. И синтез их советов воплотился в необычный синтез символов и знаков.

Реальный император изображен в условном одеянии, да еще и на вздыбленной лошади. Сам Фальконе писал: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…». И вот Петр предстает в подчёркнуто динамическом состоянии – а это ПЕРВЫЙ памятник в таком стиле (до этого все скульптуры были статичными). Мало того, император одет в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло отсутствует, Петр сидит на медвежьей шкуре, которая символизирует нацию, цивилизованную государем. Еще и змея эта. С одной стороны, это инженерное решение – она обеспечивает статическую устойчивость монумента. С другой, это мощный символ: её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

Уникален и постамент в виде громадной скалы – символ преодоленных Петром I трудностей. Это Гром-камень, который занял свое место на Сенатской площади посредством ПЕРВОГО российского тендера, как это назвали бы сейчас. Утвердив скульптурную композицию, Екатерина понимала, что постамент нужен не случайный и не банальный. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» было помещено объявление о том, что нужен настоящий природный кусок скалы, который нужно не просто найти, но и доставить. За это полагалось вознаграждение – 7 рублей. И крестьянин Семен Вишняков нашел такой камень недалеко от Петербурга – в районе Лисьего Носа. Вес камня неизвестен и поныне, но по особым схемам подсчетов, современные ученые уверяют, что это 1600 тонн. И это была ПЕРВАЯ транспортировка подобного груза. К тому же из района, где вообще не было дорог. И такого опыта не было ни в одной стране. Два года эту глыбу тащили до Петербурга. Соорудили для этого специальные рельсы, а под камень установили специальные прочные колеса. Вот вам и ПЕРВЫЙ аналог железной дороги.

Говорят, недавно в одной из складок петровского плаща нашли надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Что за дата? Да и это еще не все современные находки:

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=1061812&cid=54

Ну, а легенд, связанных с памятником, и вовсе множество. Начать с того, что с первых минут, как Петр на коне предстал перед глазами изумленных горожан, его стали бояться. Памятник будто покачивался от ветра. И этому есть научное объяснение: всего две основных точки опоры – задние ноги коня – и промежуточная (так называемая, мягкая точка) – ­хвост, плюс неровная поверхность постамента позволяют памятнику немного двигаться. Вот и кажется, что всадник вот-вот соскочит с куска скалы. Как привиделось однажды одному из русских офицеров в 1812 году. В ту пору Наполеон почти подошел к молодой российской столице. И император Александр I приказал срочно снять и увезти памятник в надежное место. Так вот будто офицеру приснился Петр, прискакавший в том одеянии, что изображен на памятнике. И будто он сказал грозно: «Пока я на своем месте, в мой город ни один враг не зайдет!». Офицер рассказал о своем сне императору, и тот повелел оставить памятник на месте. И не вошла французская армия в град Петров. Как  не вошли фашистские войска уже в веке 20. А история об офицере легла в основу поэмы Пушкина «Медный всадник».

Да много еще есть историй и легенд, связанных с этим замечательным памятником. Приезжайте в Петербург, и вы их услышите.

10 смотри онлайн 1100 х 167 баннер 2023
10 смотри онлайн 1100 х 167 баннер 2023
previous arrow
next arrow
0 комментариев
Новые
Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии