Феномен Перельмана
20 сентября 2012 Все новости
Наткнулась тут на свежий номер Playboy (его читает мой 20-летний сын). Журналы регулярно появляются в моем доме, но некоторые я даже не открываю. А тут я увидела на обложке в анонсе фамилию Перельман.
46-летний житель Петербурга Григорий Перельман – личность загадочная и закрытая во всех смыслах. Он тихо и спокойно вник в решение гипотезы Пуанкаре, которая его стараниями стала теоремой. А какие-либо почести и финансовые привилегии (одна из таковых премия в миллион долларов от американского математического Института Клэя) оставил без своего внимания. И даже не пожелал что-либо объяснить по этому поводу широкой российской и мировой общественности. И мало того, уволился с работы – ушёл с поста ведущего научного сотрудника лаборатории математической физики, уволился из Петербургского отделения математического института им.Стеклова и практически полностью прервал контакты с коллегами. А про прессу он и вовсе слышать не хочет! Я как журналист тоже сгораю от любопытства – как взрослый умный мужчина живет в Купчино (дальний спальный район Петербурга) в двушке с престарелой матерью. Да еще и на ее пенсию, которая составляет чуть более 5 тысяч рублей. И, по свидетельству соседей, он не выглядит безумным или странным. Все тихо и пристойно. Живут себе, выходят прогуляться вместе до магазина.
А тут приехал разудалый американский репортер, взял авто напрокат, снял квартиру во дворе дома, где Перельман живет. Начал коллегам математика названивать, корочками инкорра козырять. Ан, нет. Не сдаются русские! И давай американец в засаде сидеть сутками недалеко от подъезда Перельмана. А пока делать нечего, начал окрестности обозревать и описывать. Я читала – ухохоталась! А то такого в США нет! И пиво-то с утра мужики и странные подростки пьют, и бомжи по мусоркам шарятся, и дворы не очень чистые, и машины не очень новые. И стоило за этим через океан мчаться?! Но хорошо и талантливо отрабатывал иностранец командировочные, писал красочно, с элементами детектива (статья в журнале аж на 5 страниц разместилась!).
![]() |
Перельман появился на четвертый день. С мамой под ручку. Спокойно отреагировал на появление перед ним корреспондента. Поговорил с ним ни о чем (весь текст ниочемного разговора вместился в два абзаца, включая ремарки автора про то, как выглядел наш математик и во что он был одет!) и спокойно ушел в свою квартиру в многоэтажке. Такая загадочная российская душа (до конца ли русская, не могу сказать, ведь Перельман – еврей). И взяла меня гордость! Не сдался, не прогнулся перед иностранцем. Значит, цельный: ни нашим, ни вашим!
Вспомнила я ветеранов, с которыми общалась по служебному заданию накануне очередного памятного Дня блокады Ленинграда (8 сентября). Многие за свою длинную жизнь устали от одинаковых вопросов, от натяжных восхищений: «Ах, смогли! Ах, выдержали!» Мало того, один совершенно героический дед, который с первых дней блокады оборонял город на Неве, строил Дорогу жизни, потом Дорогу победы (33 км железнодорожного полотна Поляны – Шлиссельбург за 18 дней!), мне как-то так просто сказал: «Спасибо, что нам вот надбавки к пенсиям дают за то, что воевали. Так тогда же ВСЕ воевали, для всех это была и работа, и жизнь. Как по-другому? Сейчас вот свои трудности. То перестройка, то кризис. И все живут-выживают. Им потом тоже надбавки давать будут к пенсии за трудности сложных периодов?»
Я долго думала про это. Внутренне спорила с героем. Смотрела на современников и прикидывала – смогли бы они в трудное для страны время воевать бесстрашно на фронтах или работать бессрочно на заводах? И не ради славы или денег. Тогда про это и думать не могли. А уж мечтать о какой-то далекой пенсии с надбавками и тем паче! И я поняла – вполне смогли бы! В том и суть наша российская. Мы бессребреники. Мы докажем неимоверно запутанные теоремы. И не ради денег. А потому что есть личная потребность и интерес. Куда Перельману с этим миллионом? В США он уже жил и работал – с 1990 по 1996 гг. в разных университетах. Не остался, хоть и упрашивали. Его отец еще в 1993 году уехал в Израиль, можно было и туда отправиться, отец неплохо устроился. Но мама, Любовь Лейбовна, не захотела уезжать из Ленинграда. И Григорий, вернувшись из США, понял, что ему комфортно дома, на родине. И пусть бомжи, и пусть подростки с утренним пивом. Но они свои. Не лезут. А значит можно попробовать щелкнуть еще нерешенные задачи. А таковых у математического института Клэя еще шесть:
1. Проблема Кука
2. Гипотеза Римана
3. Гипотеза Берча и Свиннертон-Дайера
4. Гипотеза Ходжа
5. Уравнения Навье – Стокса
6. Уравнения Янга – Миллса.
И за каждую обещан миллион. И не удивлюсь, если в итоге Григорий со всеми справится. И заберет сразу 7 миллионов долларов. Или просто повысит престиж математики в научном мире. Она же еще недавно не сулила ни славы, ни богатства своим «жрецам». Им даже Нобелевскую премию не давали. Нет такой номинации. Согласно весьма популярной легенде, жена Нобеля однажды изменила ему с математиком. И в отместку богач лишил всю их крючкотворную братию своего уважения и призовых денег.
А когда в 2001 году на экраны вышел американский фильм «Игры разума», главным героем которого был математик, на любителей читать числа и вовсе стали смотреть как на чумных и непонятных. Тем более что фильм основан на реальной биографии Нобелевского лауреата (по экономике!).
И отношение к математикам переломилось именно благодаря Перельману. И, конечно, идеи института Клэя выдавать миллионные премии. Одна из сложнейших гипотез разгадана. Перельман вроде как согласился даже сняться у Кэмерона в художественном фильме и сыграть самого себя: http://www.newstube.ru/media/perel-man-snimetsya-v-gollivudskom-fil-me. А пока он истинный затворник и патриот.
Что ж, Григорий Перельман, живите как хотите. Главное – творите! К пенсии, думаю, воздастся!