IMG_20241109_171819_253
IMG_20241109_171819_253
previous arrow
next arrow

Тюремное креаторство


Вот бывает так: зацепился мыслью за одну тему, и тебе открывается целый пласт. Оказывается, очень много вокруг этой темы разного. Взять хотя бы тему осуждения за преступления. Трудная тема. Много сказано. Но наткнувшись в понедельник в газете на маленькую заметку о конкурсе «Надежда», я почти целую неделю вдруг невольно аккумулировала новости о пенитенциарной системе.

…В Петербурге почти каждый день проходит какой-нибудь конкурс или фестиваль. Для разных возрастных, социальных или профессиональных категорий. Да и тематика – самая разнообразная. И география участников, как правило, очень широкая. Даже если мероприятие по положению и городского уровня, то оно обязательно ОТКРЫТОЕ. Потому очень часто я вижу среди участников – коллективы из Кузбасса. И очень радуюсь за земляков. Особенно, их победам.

А тут вдруг узнала о кинофестивале для заключенных «Надежда». Он по категории – Петербургский международный. А по сути – единственный в мире конкурс, где свое теле-и видеотворчество представляют люди, находящиеся в местах лишения свободы. Работы в оргкомитет конкурса идут не только из всех регионов России, но даже из-за рубежа. Участвуют Франция, Польша, Финляндия, Голландия, Бельгия, Словения, Дания, Индонезия, Турция, Литва, Азербайджан, Украина и др. В прошлое воскресенье, 25 ноября, завершился уже Второй фестиваль. На него поступило 220 фильмов. Первый, соответственно, проходил год назад. Я долго искала итоги – список фильмов-победителей. Конечно, в надежде найти название знакомых с детства населенных пунктов. Увы, в этом году среди победителей не было кузбассовцев. Уверена, что есть в наших колониях и кабельное телевидение, и киностудии. И снимают там что-то подобное:

Коллеги, заметив, что я заинтересовалась тюремной тематикой, посоветовали поискать среди победителей своих земляков на другом конкурсе заключенных – Всероссийский конкурс песни «Калина красная». В этом году он прошел в девятый раз в Петербурге. И если фестиваль фильмов можно проводить без участия авторов и операторов, то песенные конкурсы в записи – это моветон. А идея конкурса и всего движения «Калина красная»: каждый год – новый город. Это же талантливому зэку можно время не терять за решеткой. Разучивать песни, репетировать, а потом еще и ездить. Согласна, некомфортно, наверное, по этапам путешествовать. Но это же не сидеть! Среди номинантов этого года увидела имена кузбассовцев, заключенных из трех колоний. Но в победителях их не было. Зато были соседи из Омска и Новосибирска. И омича, Марса Саитова, освободили из-под стражи во время этого конкурса. Постановление суда вручили прилюдно. Оказалось, такое практикуется. Но, думаю, это не из-за песни. Хорошо вел себя, вину осознал. Ну, и прочее. Хотя и песня у него хорошая:

А я помню, когда еще жила в родном Новокузнецке и работала в Издательском доме «Франт», несколько раз сидела в жюри конкурса КВН среди заключенных. Отправляясь первый раз на это действо, боялась, что и не пойму ничего в их профессиональной фене. А оказалось, что говорят на одном со мной языке и шутят вполне сносно. Да, было-было. Спросила у петербургских коллег про КВН среди местных зэков – не слышали.

Зато слышали, что знаменитые «Кресты» – питерское СИЗО – власти города собираются освободить от его обитателей. Не в плане всех распустить по домам. А перевезти зэков из исторического здания, расположенного в центре культурной столицы, куда-нибудь в область. С одной стороны, вроде неплохая идея. Здание находится в списке исторического архитектурного наследия. И за годы заточений людей не только в нем, но и рядом скопилось много мрачной энергетики. Лично я это прямо кожей ощутила, когда еще пять лет назад, приехав в очередной раз в Петербург туристкой, побывала на ночной автобусной экскурсии. Одна из остановок для фотографирования как раз была на набережной Робеспьера, у новенького памятника Анне Ахматовой. Он тогда всего год как был установлен, в 2006 гoду. И местo было выбрaно неслучайно – нaпрoтив «Крестов». Это место укaзaлa сaмa пoэтессa в своей пoэме «Реквием» – «здесь, где стoялa я тристa чaсoв и где для меня не oткрыли зaсoв». Она ждала своего мужа Николая Пунина. Не дождалась. Памятник поставили Анне Ахматовой аж через 40 лет после ее смерти. И вот если теперь перенесут «Кресты», то и Анну Ахматову перенесут? А смысл? В том месте, где будет новое СИЗО, она же не стояла 300 часов! А если оставить ее, то на что она смотреть скорбно будет?..

Тюремное креаторство

Есть идея в здании «Крестов» открыть творческий лофт. Лично я не представляю, как творческая интеллигенция начнет осваивать это пространство. Появятся мастерские, кабинеты руководителей, творческие лаборатории. Точно знаю, что первые годы будет много туристов, желающих побывать в стенах печально знаменитых Крестов. Будут всякие биеннале, салюты. И на все это будет печально смотреть Анна Ахматова? А тогда, может, и новокузнецкое СИЗО куда-нибудь перенести? Или снести. И восстановить церковь, где венчался Достоевский. Но ведь бред же. Вот и «Кресты» переносить, на мой взгляд, бред совсем. Это уже бренд. Как и СИЗО-2 в Новокузнецке на Советской площади. И не нужно там креативить. Пусть эти места останутся для рождения песен и фильмов на тему преступления и наказания. Многие зэки, глядишь, и не занялись бы в жизни творчеством. Если бы однажды их не посадили.

10 смотри онлайн 1100 х 167 баннер 2023
10 смотри онлайн 1100 х 167 баннер 2023
previous arrow
next arrow
0 комментариев
Новые
Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии