Границы патриотизма
7 февраля 2013 Все новости
Последний год я плотно и всерьез занимаюсь молодежной политикой. И как журналист с большим опытом не отношусь к этому процессу педагогически. Тем более что молодежные учреждения Петербурга не входят в структуру комитета образования. Да и сегодняшняя молодежь не приемлет назиданий. Она готова разговаривать и действовать на равных, по-взрослому.
На примере своего сына я могу это объяснить тем, что современные юноши и девушки в большинстве понимают, что в дальнейшем (после окончания вузов и техникумов) смогут рассчитывать только на себя. Это мое поколение, что называется, не парилось – все выпускники были точно обеспечены работой. И уж на первые три года даже закреплены за определенным учреждением по государственному распределению. Сегодня ты сам вкладываешься в свое образование, сам потом и трудоустраиваешься. Вот только на выходе никто не ждет вчерашних пылких студентов – творческих, активных, с кучей грамот и благодарственных писем. Неудивительно, что молодежь начинает заглядываться на «заграницу». И у каждого есть перед глазами хороший пример сверстника, который предпочел учиться не в России. Да, тоже платно, но он уже имеет и работу, и автомобиль и строит основательные планы на дальнейшую жизнь, всерьез рассматривает кредит на покупку жилья. А Россия? Ну, да, он ее любит. Это его Родина, там его друзья и родители.
…Еду с очередного заседания комитета по молодежной политике. Обсуждали мероприятия по патриотике. А я слушала и вдруг поняла, что сегодня под этим словом имеют в виду достижения прошлого – заслуги и победы страны, которая называлась Советский Союз. Тогда построили первые промышленные гиганты (которые сегодня пришли в упадок, как пример – родной мне КМК). Тогда победили во Второй мировой войне, выдержали блокаду. Тогда запустили первого человека в космос. Тогда покорили Целину, начали строить БАМ. А что сейчас? На что «якорить» в плане патриотизма нынешнюю молодежь? На достижения «Газпрома»? Да как-то не греет молодых гордость за наши природные недра. Они даны вместе с Родиной, априори. Получается, что сегодня мы растим поколение, которое гордится страной всего несколько дней в году: больше всего 9 мая, в священные дни блокады и ярких военных побед – Сталинград, Москва, Курск (хотя это как раз уже имеет региональный характер), в День космонавтики… Получаются такие вот тоталитарно-военные игры с молодежью. Государству от этого, понятное дело, выгода ощутимая – оно воспитывает защитников. Любому государству нужны защитники и патриоты. А что у нас на уровне малой Родины? Подвиг ленинградцев, выстоявших в блокаду. Былые заслуги кузбасских шахтеров-миллионщиков и металлургов-рекордсменов. А сегодня что? Ну, так навскидку? Как говорится, блиц-интуитивное зеркало. Что первое на ум приходит, когда говоришь: «современный Кузбасс гордится…» Или «современный Петербург горд сообщить…» Давно уже не престижны профессии металлурга и шахтера. Труд их тяжел и даже очень опасен. В Петербурге, например, при слове «Кузбасс» сразу говорят о том, что это там, где каждый год куча мужиков в шахтах гибнет. Вот так прославились за последние десять лет – жуткой стабильностью.
…На совещании, о котором я упоминала выше, презентовали книгу «С чего начинается Родина…» – это итог трехлетней работы социологов с молодежью из разных регионов России. Всем опрошенным задавался, в числе прочих, один вопрос: «Можем ли мы гордиться Россией?». Ответы меня потрясли. Говорили о вековых традициях гордых славян, о достижениях Петра Великого, о военных победах Екатерины Великой, о полководцах и адмиралах. Конечно, про Великую Отечественную войну много говорили, про покорение космоса, про открытие пенициллина даже… И большинство опрошенных с гордостью заявляло, что считают себя патриотами. Это уже хорошо, согласитесь. Не стыдно сегодня быть патриотом! Но где границы патриотизма? Патриоты какой страны сегодня растут – Российской империи или СССР? Потому что все ответы были о БЫЛОМ величии Родины. И практически ничего о нынешнем времени. Пора заполнять эту пустоту. Потому что ее уже пытаются заполнить разные националистические организации типа скинхедов и славянистов. И начинать надо не с молодежи. А с детей. Вспомните, что было на каждой тетрадке в мое время (ну простите за каплю ностальгии) – Гимн СССР, слова песен. Как раз одна из таких «С чего начинается Родина». А что сейчас? Мои петербургские коллеги перед началом текущего учебного года провели беглый обзор. Меня очень впечатлил этот специальный репортаж:
Говорят, что у каждого поколения – свои ценности. Главное, что я увидела в современной молодежи – они лишены страхов, которые были присущи их родителям. Они гордятся прошлыми заслугами страны, но не ностальгируют, как наше поколение. И они готовы и МОГУТ творить славное настоящее и строить крепкое прочное будущее. Уже сегодня. И в своей стране. Осталось это понять самой стране. Понять очевидное: современный патриотизм – это свобода. Свободному человеку нечего бояться, а рожденному в России и подавно!
Уважаемая Светлана! Воспитание патриотизма с детства Вы считаете необходимым? И чем Вы хотите обосновать у детей гордость за своё государство? Самый хороший раб тот, кто не осознаёт своего рабского положения. В Советское время целью государства было благосостояние каждого человека. Деньги были средством, мерой оценки труда, вложенного в фонд общественного потребления. В современной России деньги являются целью, а население является средством добычи денег, расходным материалом. Это подтверждается и заявлениями гос. чиновников об “экономически неэффективном населении”, “экономически неэффективных населённых пунктах”, экономический рост экономики при спаде в реальном секторе. Вы можете найти при желании Приказ Минпромэнерго РФ от 07.08.2007 г. № 311 “Об утверждении стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 г.”, где люди названы “биообъектами”, на содержание которых следует сокращать расходы
(((
Внедрение нанотехнологий должно еще больше расширить глубину
ее проникновения в повседневную жизнь населения. Должна быть
обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными
информационно- управляющими сетями типа Internet.
Наноэлектроника будет интегрироваться с __биообъектами__ и
обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их
жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом
сокращать социальные расходы государства. ….))).
Патриотизм — осознание своеобразия (уникальности) культуры своего народа и отличий ее от культур других народов, также обладающих своеобразием и значимостью в общей для всех народов истории человечества.
Национализм — это осознание уникальности собственной культуры в сочетании с отрицанием уникальности и значимости для человечества иных национальных культур.
Нацизм — сознательное уничтожение иных культур и народов, их создавших, враждебное отношение к ним.
А как Вы в жизни обычной ощущаете ПАТРИОТИЗМ?