10 смотри онлайн

«Новокузнецк главный»: 4 здания вокзала (сюжет)


«Новокузнецк главный»: 4 здания вокзала (сюжет)

Сегодня – очередная серия из истории железной дороги. Сейчас в Южной столице области строится новый железнодорожный вокзал, он будет самым большим в Кузбассе и первым автоматизированным. А как начиналась станция «Новокузнецк главный»? Об этом расскажут Юлия Костина и начальник железнодорожного вокзала Ирина Костик.

[jwplayer mediaid=»83387″]

Ирина Костик: «Здравствуйте, мы продолжаем рассказывать вам историю железнодорожной станции «Новокузнецк». Всегда о вокзале говорили, что это – ворота города. Вокзал встречает и провожает горожан, принимает и отправляет поезда. Железнодорожный вокзал Новокузнецка переживает свое новое рождение – 4-ое по счету. Мы приглашаем вас на стройку».

Новый вокзал будет блестящим или сияющим, так говорят строители – фонари вокруг здания, светодиодные светильники внутри и снаружи. А еще он будет горчичного цвета – каким и был изначально, 50 лет назад. За это время вокзал много раз красили – в зеленый, в бирюзовый, но изначально он был именного такого – солнечного цвета.

Виталий Зязев, начальник строительного участка реконструкции вокзального комплекса: «Вокзал будет очень красивым, ультрамодным, умным – все системы будут автоматизированы: пожаротушение, сигнализация, вентиляция».

А в далеком 1924 году все было по-другому. Станция Кузнецк началась с засыпного земляного барака, где размещалась контора. Дальше – больше: первое каменное здание. Есть данные, что артель братьев Чешуиных, которая строила железнодорожные станции по всей Сибири, возвела его в 1925 году, хотя некоторые историки говорят, что в 1926-ом. На здании первого вокзала долго висел геологический репер – круглый металлический знак того времени, который утерян, а ныне остался только на фотографиях. Здание возвели из дикого камня (песчаника), который тогда был распространенным строительным материалом.

Юрий Журавков, архитектор: «Его счастливая судьба в том, что он никому не мешает, находится между железнодорожными путями. Строители добросовестно делали кладку, позже они использовали такую же для первых 10 домов на ул. Энтузиастов. Мы с удовлетворением можем сказать, что дома на этом фундаменте существуют и сегодня».

Сергей Тивяков, краевед: «Это обычный дикий камень, который пошел на строительство всех крупных объектов. Кузнецкая крепость сложена из дикого камня, песчаника, брали на месте и возводили стены, которые до сих пор стоят. Использовались они и при строительстве Кузнецкого комбината».

Несколько лет назад в Новокузнецке заговорили, что уникальное здание вокзала хотят снести, а на его месте сделать клумбу и фонтан. Общественность и ветераны-железнодорожники встали на защиту: здание не только сохранили, но и ведут капитальный ремонт.

Ирина Костик, начальник железнодорожного вокзала «Новокузнецк»: «Теперь у этого сооружения есть паспорт, что это исторической здание, которое имеет историческое значение. Здесь будет находиться техническая библиотека, предполагается сделать уголок музея».

Анатолий Глужнев, ветеран-железнодорожник: «С этого вокзала уходили на фронт все, кто призывался из южного Кузбасса – из Таштагола, Мундыбаша. На этот вокзал прибывали все первостроители “Кузнецкого металлургического комбината”».

В истории новокузнецкого вокзала не обошлось без политики. Например, всесоюзный староста Михаил Калинин в 1934 году посетил строящийся «Кузнецкий металлургический завод». Тогда станцию «Кузнецк» переименовали в станцию «Новокузнецк» и начали возводить вокзал побольше – деревянный. Активно он работал в 50-ых годах, вспоминают, что на станции был конный двор, имелось 2 лошади, которые подвозили уголь к вокзалу. Сегодня на этом месте стоит здание вагонного депо – резерва проводников. Два вокзала напротив друг друга: один – реконструируется, другой – обшит современными строительными материалами.

Через 20 с небольшим лет, в 1958 году, в Новокузнецк приехал другой партиец – Лазарь Каганович. Тогда решили построить новый вокзал для растущего города металлургов. Проект здания большого вокзала разрабатывали инженеры института «Киевгипротранс». Открыли его зимой, накануне 1963 года – как новогодний подарок горожанам. Этот вокзал работал почти 50 лет.

В обновленном здании угадываются его черты. По-прежнему много мрамора и гранита, но уже много стекла и алюминия, итальянская плитка, декоративные элементы. Проект новосибирского архитектора Игоря Башкирова претворяется в жизнь. Новый вокзал стал в 1,5 раза больше за счет дополнительных этажей. Сегодня работы как внутри, так и снаружи ведутся ударными темпами.

Ирина Костик, начальник железнодорожного вокзала «Новокузнецк»: «В Новокузнецке будет умный железнодорожный вокзал – в своем роде единственный в стране и очень удобный для всех горожан и гостей города. Он самый большой в Кузбассе, потому что Новокузнецк – главный».

22 кнопка
22 кнопка
previous arrow
next arrow


Оставить комментарий


Новости медиахолдинга