«Белое солнце Кузнецка» объединило земляков (сюжет)
21 мая 2014 Культура
Под таким названием в Новокузнецке открылась ретроспективная выставка Сергея Шаталова и Сергея Червова. Объединить картины художников, представляющих южную и северную столицы области, помогла их малая родина – тема, которая так или иначе проходит через все работы земляков.
[jwplayer mediaid=»104533″]
Они такие разные, а уже 40 лет вместе. Созерцатель Сергей Червов, для кого и один цветок на холсте – воин, и насмешник Сергей Шаталов со своей картиной «Как волки съедят Мартына». При этом оба автора не по-современному лиричны. Новокузнечанин способен восхищаться головкой чеснока, а уроженец Кемерова нежно пишет часовенки и домишки, от которых отшатнулся бы любой живописец.
Сергей Червов, художник (Кемерово): «Мне нравится. Есть в них какая-то красота. Вот эти деревья, пейзажи, бывает, на натюрморты переключаешься. Всё это непонятно, как происходит. Какой-то изнутри толчок».
Толчком могут стать не только материальные приметы малой родины, но и ностальгия по ней. Цикл Шаталова о приключениях капитана Воронина в патриархальном Кузнецке не хуже машины времени переносит современного горожанина лет так на 120 назад.
На триптих о старом Кузнецке художника вдохновил исторический снимок, сделанный в конце XIX века. На нём – прибытие парохода «Чулым», собравшее на пристани десятки кузнечан. От пейзажа 100-летней давности сегодня остался только Спасо-Преображенский собор. Ни Ивановской протоки, ни этих домов, разумеется, не сохранилось.
Но зритель вместе в Ворониным может поплавать в ещё судоходной Томи и даже полетать над исторической застройкой. Именно этот служивый – наподобие товарища Сухова – и дал название выставке. Впрочем, продолжать цикл автор намерен с другими персонажами.
Сергей Шаталов, художник: «Может, девчонка там с подружками будет ягоды собирать или грибы. Ну, и промыслы там были трудовые – столярничали, плотничали».
«Белое солнце Кузнецка» не могло не уравновесить этих художников. Потому что для них и дорожный столбик без признаков дороги, и сухая травинка без надежды на цветок – тоже повод любить свою землю. И не потому, что другой они не видали.


