Картины Виталия Карманова из частных собраний (сюжет)
10 ноября 2014 Культура
В Новокузнецке открылась выставка, посвящённая 67-му дню рождения художника. В неё вошли полотна, принадлежащие вдове живописца – Тамаре Кармановой, а также работы мастера из личных коллекций новокузнечан.
[jwplayer mediaid=”117411″]
Виталия Карманова не стало в 2007 году, но его персональные выставки проходят регулярно. Переговоры об этой экспозиции начались ещё пару лет назад. Ведь для неё предстояло собрать картины из личных коллекций. Около десятка обладателей живописи Карманова пошли навстречу галеристам. Получилась ретроспекция из середины 80-х до последних дней жизни мастера, где самые безмятежные работы – из поездки по Италии. А про остальное можно сказать, перефразируя классика: «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце художника».
Тамара Карманова, вдова Виталия Карманова: «Я замечаю то, что хочу. Слышу то, что хочу слышать. Он слышал всё. Он видел всё. Он говорил: “Я хожу, как будто с ободранной шкурой”. И настолько он переживал от бескультурья, так страдал».
Но потакать зрителю не желал. Более того, так шифровал свои мысли, что передать это послание, по признанию самого Карманова, можно было только серией картин. А чего стоит знаменитый эпатаж художника – от странных названий работ до странных персонажей, которые почему-то не портят композицию в целом. По семейной легенде, рисовать Карманов начал в 8-месячном возрасте. И к 50-ти годам понял, на холсте уже сделано всё, а открытия возможны лишь на стыке разных искусств. Мастер даже запланировал выставку из необычных арт-объектов, но – не судьба.
Елена Флах, директор арт-галереи «2 Суворова»: «Наверняка, он бы осваивал уже другой инструментарий – компьютерная графика, инсталляции. Я думаю, он вырастал из рамок живописных и графических техник и, наверняка, бы проявлял себя как-то по-другому».
«Какой ты счастливый», – заявил однажды художнику его коллега, живущий за границей. – «Ты пишешь то, что хочешь. А мы – то, что продаётся». И Карманов, действительно, до конца творил для интеллектуалов. Восходя порой до настоящих пророчеств. Его последняя картина называется «Мавзолей».