previous arrow
next arrow
Slider

Юбилей кайчи


«Жизнь и творчество Степана Торбокова» — так называется выставка, которая открылась в музее Достоевского. Экспозицию, в которую вошли фотографии и рукописи шорского поэта и сказителя, посвятили сто десятой годовщине со дня его рождения. Среди экспонатов есть и по-настоящему редкие. Например, исписанная тетрадь — гордость музейщиков. В ней восстановленное по памяти шорское сказание. Степан Торбоков написал таких не меньше шестидесяти. Длинные истории о героях он услышал в детстве от кайчи — деревенских сказителей. И запомнил навсегда. Как будто знал, что совсем скоро его родной язык попросту запретят. И шорский эпос будут искажать бездарные переводчики.


Наталья Караваева, главный хранитель музея Достоевского: «Переводы были очень скудными, очень простыми. Не были насыщены стилистическими фигурами. К сожалению, очень часто даже были смещены смысловые акценты в стихотворениях».


Феноменальная память и высокая работоспособность помогли Торбокову написать целое собрание сочинений. И это несмотря на трудный деревенский быт и работу учителем в Тайлепе. В начале пятидесятых он даже замахнулся на большую прозу — написал книгу   под названием «Роман в письмах». Наследники Торбокова лишь недавно передали её в музей. Сотрудники прочитали самиздатовский том от корки до корки.


Наталья Караваева, главный хранитель музея Достоевского: «Роман о двух влюблённых, которые встретились после войны случайно в поезде. Прокопий ехал с фронта домой, Клавдия на каникулы к родственникам. Она была учительницей в школе».


По оценке специалистов, экспонаты даже этой небольшой выставки могли бы стать основой для нескольких диссертаций. Но то ли учёные эти ещё не родились, то ли неразборчивый почерк автора отпугивает исследователей. Кстати, бесценные рукописи музейщики спешат быстрее оцифровать. Чернила той эпохи имеют свойства исчезать с бумаги. Несколько произведений советского кайчи навсегда утрачены именно по этой причине.

previous arrow
next arrow
Slider


Оставить комментарий