Картины, созданные на газетной бумаге (сюжет)
25 ноября 2011 Культура
В Мысках в историко-этнографическом музее сейчас можно познакомиться с творчеством литовского художника Микалоюса Чюрлёниса. В этом году исполнилось 100 лет со дня его смерти.
[flowplayer src=’https://www.10kanal.ru/wp-content/uploads/2011/11/izNovo.flv’]
Чтобы привезти эту экспозицию из Новосибирского музея, мысковским энтузиасткам пришлось почти год ждать очереди. И это притом, что на выставке – не оригиналы, а репродукции работ Чюрлёниса, правда, очень хорошего качества. Для того чтобы взглянуть на подлинники, придется отправиться на родину художника – в Литву. По утверждению специалистов, выставить оригиналы картин могут позволить себе только 5 крупных городов мира.
Жанна Шмидт, куратор выставки: «Писал он на газетах, на какой-то другой бумаге. У него была сложная жизнь, поэтому не было возможности писать работы на холстах. Поэтому его работы очень хрупкие, почти все они хранятся в Каунасском музее».
В художественном мире его считают основоположником профессиональной литовской музыки и живописи. Композитор и художник, Микалоюс Константинас Чюрлёнис, прожил всего 35 лет, живописью занимался около 7. Некоторые им восторгались, другие не понимали, как при жизни, так и сейчас. Увлекаясь астрономией и индийской философией, он и в своих работах выражал идеи космического масштаба.
Цикл «Сотворение Мира» задумывался из сотни картин, но мастер написать успел только 13. Но даже по репродукциям 8 из них, которые сейчас в Мысках, можно увидеть, как из ничего высший разум создает жизнь, красоту и гармонию. Эта гармония – во всех работах Чюрлёниса. Он всю жизнь пытался совместить живопись и музыку, в итоге писал картины, о которых говорят, как о музыкальных. И это не только целый цикл живописных сонетов. В триптихе «Мой путь» – тоже свое звучание.
Жанна Шмидт, куратор выставки: «Такие штрихи вверх – это его духовное восхождение. А эти маленькие звездочки – редкие озарения человека. Эта картина – что-то вроде графического и математического изображения. Но, тем не менее, музыканты видели своё. Они могли, как по нотам проиграть любую картину».
В картинах Чюрлёниса, даже написанных в темных тонах, нет тьмы как таковой. «Это не тьма, это непознанное», – говорил художник. И, по свидетельству современников, очень не любил объяснять свои картины. Каждый воспринимает искусство по-своему, надо только посмотреть, напрячь душу и прислушаться. Даже если не удастся «прочесть» «сказку» Чюрлёниса, возможно, вы напишете свою.